Форум » Разное » Семейные праздники и православные святыни земли Русской » Ответить

Семейные праздники и православные святыни земли Русской

Levi: В России появился новый праздник - День супружеской любви и семейного счастья, который привлечет внимание общественности к вопросам семьи и брака. Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья будет отмечаться 8 июля, в День покровителей супружеской жизни святых Петра и Февронии, которые считаются образцом супружеской верности и идеалом семейного счастья. Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо и умерли в 1228 году в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле.

Ответов - 25

DMS: Замечательный праздник!!!!! Мы его в своей семье давно отмечаем!!!! Тихо и нежно !!! Очень рада , что вспомнили наших покровителей влюбленных и супругов!! А я в августе еду в Муром и Дивеево!!! Вот история Петра и Февроньи!!! Вот история этой необыкновенной любви. В княжеской опочивальне было полутемно. Окна в палатах прикрыты от яркого весеннего солнца. В красном углу тихо горели лампады у киота с иконами Богоматери и Христа. Да незаметный инок в черном чуть слышно читал псалмы. - Аника... Аника, - слабым голосом позвал с постели Петр, молодой муромский княжич. Дверь скрипнула, и верный служка, здоровенный мужик Аника, пригнув голову под притолокой, тотчас вошел и замер. - Устал я, Аника, - негромко заговорил княжич. - А скажи, за что мне наказанье такое? Все эти струпья, язвы по всему телу - от яда змеиного? Сколько уж лет неизлечимый. В той битве я ведь не только брата от змея спасал, а и Муром наш. А, может, всю Русь православную от злого гада спас. Аника сел на лавку: - Я, княже, кажется, нашел тебе еще лекарей. Есть в Рязанской земле такое сельцо Ласкаво. Старики говорят, может, там тебя от хвори избавят. Петр приподнялся с подушек. Глянул с надеждой: - Так чего ж ты медлишь? Собирай возки! Едем! На второй день пути, разбрызгивая копытами весенние лужи, княжеские кони остановились, наконец, в бедном сельце, у крайней, старой избенки. Ворота были открыты. Аника быстро вошел в горницу. И замер от удивления. По комнате прыгал серый, уже в весенней шкурке, зайчишка. А за ткацким станком сидела девица с русой косой до пояса. - Скажи-ка, девица, - поклонился Аника, - где твои мать с отцом? Не поднимая головы от работы, она смиренно ответила: - Родители пошли к соседям взаймы плакать. А брат меж ног своих в глаза смерти глядит. Аника поглядел на прыгающего зайца, помялся. Про себя пожалел красивую, но бедную дурочку. А она вдруг подняла на него ясный взор и сказала: - Экий ты неразумный. Не постучался. Застал меня в простоте и неприбранной. А родители у соседей покойника оплакивают. Когда же за ними смерть придет - соседи поплачут. Это и есть плач взаймы. А брат мой - древолаз, в лесу бортничает. На высоком дереве мед берет. Сквозь ноги в глаза смерти смотрит. А меня зовут Февронья. А я слуга муромского княжича Петра. Его змей ядом обрызгал. От лютых язв он совсем извелся. Если вылечишь - много даров обещает. Девушка поднялась, опустив глаза: - Даров мне не надо. Только вижу одно: будет здоров, если стану его женой. А нет, не смогу излечить. Бог силы не даст, - и погладила зайца, что прыгал рядом на задних ногах. Тут Аника совсем опешил. Вспомнил примету: заяц в избе - к свадьбе. Побежал к своему юному княжичу. Беря его из возка на руки, изболевшегося и легкого, все же не мог скрыть странных подробностей. Петр раздраженно рассмеялся. Мыслимо ли княжичу брать в жены дочь какого-то древолазца? Пусть даже целительницу. Но в избе, взглянув на смиренную Февронью-красавицу, все же стыдливо промолчал. А она, глядя лишь на Анику, сказала: - Прежде всего повели истопить баню. И выпари там хорошенько своего господина. А потом натри его вот этим. Но один струп на плече оставь. - И, зачерпнув из бочонка кислого квасу, протянула ковшик Анике. В баньке после жаркого мытья Аника натер княжича кисляжью с головы до ног. И - о чудо! - пока распаренный Петр отдыхал на лавке, язвы на теле подсохли и отвалились. А кожа стала белой и чистой. Стоит ли говорить, с какой радостью княжич пустился в обратный путь, какую силу почувствовал во всем теле, как легко бежал вверх по ступеням в свои хоромы! Кинулся к старшему брату Павлу с радостной вестью. Но вдруг, не добежав и до середины палаты, повалился на пол от страшной боли. Гнойные язвы на глазах у всех стали вновь покрывать его лицо, руки, тело. Ночью, при свете лампад и свечи, он поведал брату подробности встречи. "Грех на тебе. Она исцелила тебя, а ты возгордился, уехал обманом, - шептал в сердцах ему Павел. - Вспомни слова апостола: "Всякий возвышающий себя унижен будет. А унижающийся возвысится". Умоляю, поезжай к этой Февронье. Покайся перед ней и Богом. Посватайся. Может, простит. И, может быть, исцелишься. Покаянье тебе нужно, а не ей и не Богу". Петр слушал молча, склонив русоволосую голову. Подойдя к иконам, перекрестился. И велел Анике посылать в Ласкаво к Февронье сватов, чтобы обручиться с нею в Солотчинском монастыре летом на Петров день. Смиренная девушка не обиделась, только сказала: "Кланяйся господину, но пусть не коляски готовит, а сани". Аника опять мысленно посмеялся над странной девицей. Однако 29 июня с утра начался такой снегопад, такие хлопья повалили с неба, что замело дороги. И заготовленные Петром сани как раз пригодились. Стоя в церкви пред алтарем рядом с невестой, княжич уже не стыдился избранницы. В Муроме князь Павел радостно, под колокольный звон, с иконой Богоматери встречал молодых у княжьих палат. Челядь, ликуя, выстроилась рядами. "Совет вам да любовь!" - кричали на пиру. Однако не всем по душе пришлась юная княжна. То и дело стали слышаться наветы дородных боярских жен, ярких местных франтих - первых красавиц Мурома. "Разве это княжна? Просто девка-молчунья. Никакой лепоты нет. И худа. И бледна. И не то что жемчуга, колечка медного не наденет". Но Петр словно не слышал. Как говорится, ни к чему клад, когда у мужа с женой лад. А лад в новой семье исподволь, мягко строила сама Февронья. Горе грянуло неожиданно. Умер старший брат Павел. И Петр официально стал князем Муромским. А Февронья - княгиней. Летопись особо отмечает честное и справедливое Петрово правление. Не по родовитости и богатству, а "по божьим делам" отмечал он и привечал и бояр, и челядь. Исправно вел и внешние дела и торговые. И часто не без советов мудрой лады своей, любимой жены. Поползли злые сплетни. От хором - к палатам, от домов - к избам. Мол, не любит княгиня родовитых. Боярство не любит, потому что сама чернавка. Потому и князь стал бояр угнетать. То унижением, то поборами. Однажды на хмельном мужском пиру, на княжеской трапезе стали хитроумно хулить княгиню. Особенно толстый боярин Данила. - И ради чего ты, Петр, молодой князь, так престол свой унизил? Или тебе не нашлось высокородной невесты? Мы-то рады тебе служить, да вот жены-то наши, боярыни, никак не могут селянке кланяться. И тщедушный Тимофей Тарасьев тоже вынырнул из-за боярских парчовых спин: - И то правда, князь. Когда княгиня твоя бывает за трапезой с нашими женами, сраму не оберешься. Крошки со стола в ладонь собирает. Точно голодная. Бояре за столом громко и дружно захохотали. Лицо князя вспыхнуло. - Ей-ей, могу побожиться, - мелко перекрестился Тарасьев. - Кого хочешь спроси. - А ну-ка, Аника, пошли за княгиней. Скажи, князь зовет к трапезе. Затаив дыхание, следили бояре, как Февронья по велению князя, сев с ним рядом, поела. Как по деревенскому обычаю, не таясь, собрала в ладонь хлебные крошки. И тут Петр, досадуя, резко схватил ее за руку. Разжал пальцы. Она понимающе кротко взглянула ему в глаза. На ладони ее, как увидели все сидящие, лежали вовсе не крошки, а благоухающие комочки церковного ладана... Ну и хохотал же Петр над боярами, которые один за другим повалили вон из палат. А жену свою больше уж никогда не испытывал. Однако еще больше озлобившиеся бояре не унимались. И на боярской думе грозно постановили: "Если ты, князь, хочешь быть самодержцем, бери иную княгиню. А этой ни мы, ни жены наши не подчинимся. Пусть берет из казны сколь захочет и уходит из града Мурома". И дрогнул князь. И растерялся. Склонил голову: - Ступайте, нелюбезные. Сами спросите княгиню. Как она скажет, так и будет. Ах как обрадовались бояре! Вскоре направили ходоков в княжеские хоромы. И предстали перед княгиней. "Весь город, госпожа Февронья, требует, чтоб ты отдала нам того, кого мы просим. Сама же бери сколь нужно богатства и уходи!" Спокойно стояла она перед ними, наглыми, сытыми, пьяными. - Пусть так. Но и вы обещайте мне дать, чего попрошу. - Что ни скажешь, бери без прекословья, - обрадовались бояре. - А скажу я, - голос зазвучал тверже, - что нужен мне только супруг мой, Петр. Через открытую дверь все это слушал и находящийся неподалеку князь. - Что ж, - переглянувшись, не растерялись надменные гости. - Бери. Мы на вече другого, лучше этого выберем. Благо есть из кого. И тут князь не выдержал. Встал. Вошел. С гневом оглядел красные, потные от возбуждения лица бояр. Встретился с любящими глазами жены. Подойдя, нежно обнял ее за плечи. Поскорее увел от злого судилища. Между тем на речном берегу боярские слуги спешно готовили для отплытия два струга, намереваясь выпроводить, наконец, за пределы муромских земель нелюбую им рязанскую всезнайку, чернавку Февронью. А заодно навсегда изгнать и князя Петра, строгого и давно неудобного им. Ночной свежий ветер хлопает парусами над головой Февроньи. Озябшая, стоя у борта, она слушает, как скрипят на стругах уключины и сосновые мачты, как тихо плещет вода Оки, переговариваются гребцы. Куда плывут они? Какие земли примут изгнанников? Какая жизнь (или смерть?) ждет их в неведомой дали? На ночлег пристали к какому-то берегу. Пока Аника со слугами ставили шатры и разгружали суда, князь сел поодаль на камень. И горько задумался. Было о чем. В пору в воду кидаться. Жена подошла легкой походкой. Нежно обвила шею мужа руками. "Не скорби, княже. Уныние тоже грех. Бог милостив. Не пропадем... Или не веришь?" Она подняла его с холодного камня. Подвела к костерку, в котором, потрескивая, уже плясал огонь меж двух вбитых в землю кольев для подвешивания котла с водой. "А поверишь ли в милость Божью, если наутро эти колышки станут опять деревьями?" Князь ободрился, засмеялся негромко: "Ах ты лада моя, все выдумываешь?" Наутро они проснулись от удивленных криков. Повар, Аника и слуги толпились у пепелища от вчерашнего костра. По сторонам его вытянулись два стройных, шумящих зеленой листвой деревца. "Вот видишь, - ласково коснулась мужнина плеча Февронья. - Я ж говорила, Бог милостив. И дает всем - по вере его". Между тем бояре в Муроме не поделили власти. Стали подсиживать, клеветать, коварно, безжалостно убивать друг друга. К тому же на город, еще недавно красивый, резной, без жалости напал огонь. Огромные огненные всполохи, словно в руках архангелов, перелетали по крышам боярских домов и торжищ. Для всех и всюду словно звучал вопрос: "Куда дели вы законного князя Петра с княгинею? Не вернете их на престол - все и вся огню и мечу будут преданы. И дома, и семьи, и скоты ваши..." И объял город ужас. Объяло оцепенение. Не прошло и трех дней, как на далеком берегу Оки пред шатром князя появились трясущиеся и униженные, в опаленной одежде люди. Средь них и Тимофей Тарасьев, и брюхатый боярин Данила. Упали ниц, в траву жалкими, закопченными лицами. Плакали: "Прости ты нас, милосердный... Вернись. Избавь от греха". Князь поднял с земли Тарасьева. "Ступай с миром. Спроси княгиню мою. Как она скажет, так и будет". Из своего шатра вышла Февронья. Выслушала беззлобно. "Идите к вашему князю. Захочет вернуться - то и я с ним буду. Две способности дал нам Господь. Помнить и забывать. Забывать зло. А помнить добро". Когда струги Петра и Февроньи, скользя по глади Оки, возвращались в родной Муром, встречать их на зеленые берега под колокольный звон высыпал весь город. И потянулись, поплыли годы. В делах княжеских и житейских. В постах и молитвах. Кроткая Февронья продолжала "творить многие чудеса". Она была словно сама любовь. Постоянно лечила, исцеляла людей. Заботилась о больных и сиротах. Строила дома призрения. За вдов заступалась. Помогала бедным монастырям. Порой ткать любила, как некогда в юности. Да и Петр в ясном свете ее доброй души с годами сильно переменился. Время его княжения историки считают спокойным и благодатным. Однако и к этим счастливым супругам подкралась старость. И в храме, и у себя в горнице у киота они все чаще просили Бога о счастье - дать им возможность умереть в один день. Они и завещание написали - не разлучать их тела и после смерти. Для этого по княжескому велению были вытесаны в одном камне два гроба с тонкою перегородкой. Однажды князь позвал к себе старенькую княгиню и, усадив рядом, тихо взял ее тонкую руку. "Скажи, возлюбленная моя, если я приму монашеский чин, пойдешь ли и ты в монастырь?" Помолчав, жена низко поклонилась мужу: "Я об этом давно думаю. Лишь твоего решения ждала, чтоб подальше уйти от мира. Чтобы жить ближе к Богу. Среди наших мирских забот, молвы, искушений нельзя достичь святости и совершенства". Князь продолжил ее мысль: "Как говорил Иоанн Златоуст, это та же разница, что между тихой пристанью и морем, вечно колеблемым ветром". Муромцы не поняли такого решения. Недоумевали, как можно княжескую славу, богатство, честь менять на монашество. Ведь и в миру можно молиться Богу. Но Петр с Февроньей были тверды. И приняли монашество в одно и то же время. Он наречен был в Спасском монастыре именем Давид. Она в женском Успенском монастыре - Ефросиньей. Жаль, неведомо из летописи, какие духовные подвиги совершили супруги в монастыре, в одиночестве скудных келий. Однако недаром ведь говорится: если в миру люди борются с бесами, как с ягнятами, то монахи бьются с ними "аки с тиграми". Так жили они несколько лет, не видя друг друга, лишь зная и чувствуя биение любящего родного сердца. Но однажды теплым июльским днем, когда блаженная Ефросинья в узкой келье вышивала лик Богоматери на покрывале для храма Пресвятой Богородицы, в дверь постучали, и быстро вошел встревоженный молодой инок. "Сестра, я послан от брата твоего во Христе Давида. Он велел передать, что пришло время его кончины. Но он ждет тебя. Чтобы вместе отойти к Богу". Старушка прервалась на минуту: "Не могу я тотчас с ним идти. Пусть подождет. Вот дошью, так сразу и буду к нему". В своей келье во всем черном, с крестом на груди, седой, похудевший князь с трудом выслушал посланца. Задыхаясь, прошептал: "Поспеши к сестре моей возлюбленной. Пусть проститься придет. Из жизни этой я уже отхожу". Торопливо вбежал инок к Февронье: "Сестрица. Не медли. Князь Петр кончается. Молит проститься". "Умоли и его, брате, потерпеть, подождать меня малую минуту. Одну стезицу дошить осталось". Инок бежал всю дорогу. И застал князя чуть живого. "Скажи Февронье моей, - прошептал умирающий, - все, ухожу. Ждать мочи нету". Бедный посланник с плачем вбежал к Февронье: "Князь ваш Петр с миром преставился. Отошел в вечный покой". Княгиня побледнела как снег. Встала и, подняв взгляд на Богородицу, трижды перекрестилась. Тихо, точно прощаясь, провела рукой по неоконченному шитью. Воткнула иголку и, замотав вокруг нее нитку, стала тихо отходить к Богу... И понесли ангелы святые души Петра и Февроньи в бездонное небо. Туда, где был Тот, Кто даровал им великую и чистую любовь друг к другу. Случилось это, как говорится в Минеях, в лето 1228 года от рождества Христова. В 25 день июня месяца. После отпевания муромские бояре пренебрегли завещанием покойных. Вспомнив, что монахов хоронить вместе нельзя, решили князя Петра схоронить в городе у соборной церкви. А гроб Февроньи поставили до утра в загородном женском монастыре. Однако наутро в немом ужасе стояли священники и прихожане над пустыми гробами в той и другой церквах. Никто не знал, куда подевались тела новопреставленных. Но прибежавший вскоре сильно напуганный сторож Богородичного храма, повалясь в ноги епископу, повинился, что ночью заснул и не видел, кто это тайно князя с княгиней перенес в общий гроб. Они и правда, как хотели при жизни, лежали в одном каменном гробу, покрытые недошитым Февроньиным покрывалом. Бояре дружно решили, что это верные слуги ночью, тайно выполнили волю своих господ. Опять, разлучив тела, отнесли их в разные церкви, до утра закрыли замки и засовы. Сторожа глаз не сомкнули в ночи. И вновь никто так и не углядел, как тела святых старцев опять оказались в одном гробу. Так и погребли их вместе. Но с тех самых пор стали замечать: кто с молитвой припадал к святым мощам, получал исцеление, лад да любовь в семье. Так что и нам хорошо бы молиться святым влюбленным, которые жили долго, счастливо и умерли в один день.

Levi: DMS Спасибо!!!

DMS: Levi


DMS: А я вернулась из поездки в Дивеево! Проехали через Муром и посетили монастырь, где почивают нетленные мощи благоверных князя Петра и княгини Февроньи Муромских ! Муром покорил мое сердце!!! Обязательно вернусь туда ! На территории Свято- Троицкого женского монастыря .За стеной виден еще один монастырь, где покоятся нетленные мощи святителей Руси Константина с сыновьями Федором и Михаилом!! Благоверный великий князь Константин (Ярослав) Святославович происходил из рода святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего землю Русскую. Он был младшим сыном Святослава Ярославича, сначала князя Черниговского, а затем великого князя Киевского (1073 - 1077), то есть внуком Ярослава Мудрого и правнуком святого Владимира. Ревнуя об утверждении христианства на Руси, князь Константин хотел иметь своим уделом город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить его жителей светом христианской веры. Родственник князя Константина, сын великого князя Владимира благоверный князь Глеб, которому был назначен во владение город Муром, употребил много усилий, чтобы овладеть им и склонить его жителей к принятию святого Крещения. Но не удалось ему это сделать. После того как святой Глеб был убит, Муром долго оставался без христианского князя, и язычество в городе набирало все большую силу. Между тем соседи, болгары, исповедовавшие мусульманство, старались распространить свое влияние на Муром. "Князь Константин, слыша о Муроме, яко велик и славен, и множеством людей живущих в нем, и богатством всяким кипящий", испросил у своего отца Святослава этот город себе в удел. Отец не хотел отпускать Константина, сильно опасаясь за его жизнь. Но Константин решился на все ради святой веры. И в 1092 году святой князь Константин вместе со своими сыновьями, князьями Михаилом и Феодором, и супругой Ириной, с духовенством, воинами и слугами из славного города Киева пришел на Рязанскую землю к городу Мурому. Святой благоверный князь Константин послал сына своего Михаила убедить муромцев принять его без сопротивления. Но упорные язычники убили посланника, бросили его тело за город и стали готовиться к бою. Когда же князь подошел к городу со своей большой дружиной, жители смирились и согласились принять его, но заменить свое язычество на православную веру не пожелали. По другой версии, изложенной святителем Димитрием Ростовским, благоверный князь Константин с сыновьями и бывшей при нем дружиной вступил в битву с муромцами под самим городом и одержал победу. Но в этом сражении был убит его сын Михаил. Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь Константин не оставил, однако, мысли об их просвещении. Прежде всего он построил в Муроме храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и похоронил там своего сына, а вскоре воздвиг и другую церковь во имя святых Бориса и Глеба. Он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру. С проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем. Однажды толпа язычников, недовольная князем, подступила к его дому грозя смертью. Горожане поклялись убить или выгнать князя, но христианства не принимать. Святой Константин с сыном Феодором и княгиней Ириной заперлись в Благовещенском храме и усердно молились, пока не услышали голос: «Константине! Услышана молитва твоя, дерзай, не бойся. Аз есмь с тобою». Князь вышел с иконой Пресвятой Богородицы к мятежникам. Чудесное сияние лилось от иконы. Пораженные Божественным сиянием, мятежники согласились принять Святое Крещение. «И тако крестишася вся люди града Мурома во имя Отца и Сына и Святого Духа, радующеся и славяще Бога», - повествует летописец. Торжественно было крещение муромцев, и, как некогда Днепр, река Ока стала купелью для многих жителей города. Благоверный князь осыпал детей Божиих разными подарками, одних - одеждой, других - деньгами, а лучших - и вотчинами. Так благоверный князь Константин в городе Муроме «веру утверди» и жителей «от прелести идольския избави». Сын Феодор был ему ревностным помощником в деле утверждения Православия на муромской земле. После крещения муромцев надлежало позаботится об умножении храмов. Святой Константин «заповеда ставити церкви в городе и в селах и монастыри мужские и женские», и учредил в епископскую кафедру. Согласно летописи, в 1098 году в Муроме уже был построен Спасский монастырь. Скончался святой князь в 1129 году, пройдя жизненный путь в истинной вере и непорочности, помогал бедным, защищал сирот. Его кончина причинила великую скорбь народу. Все оплакивали его, как отца. Похоронили у построенной им Благовещенской церкви, рядом с сыновьями Михаилом и Феодором. В 1345 году потомок святого князя Константина, благоверный князь Георгий Ярославич, восстановил первоначальную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. С того времени Господь прославил святых князей Константина и его сыновей, так как у гробов их стали совершаться чудеса. В 1547 году на Соборе, созванном святителем Макарием, Митрополитом Московским, святые благоверные князья Константин, Михаил и Феодор были прославлены в лике святых. В Муроме местно чтилась и память княгини Ирины, супруги князя Константина. В 1553 году царь Иоанн Васильевич Грозный, идя в поход против татар к городу Казани, зашел в город Муром и пробыл там две недели. Совершив молебен у гробов святых чудотворцев, он дал обещание построить монастырь, если возвратится из похода с победой. С Божией помощью он взял Казань и, возвратившись в Москву, повелел у гробов святых чудотворцев построить каменную церковь. Когда стали копать рвы для этой церкви, нашли мощи святых князей целыми и невредимыми. По окончании постройки церкви в нише церковной стены было устроено особое место, где и положили святые мощи. Царь Иоанн Васильевич повелел рязанскому епископу Гурию освятить новопостроенный храм и прислал к его освящению различную церковную утварь. Храм был освящен, и при нем устроен монастырь. ) В одном из храмовСпасо- Преображенского монастыря множество святынь , среди которых "Скоропослушница". Привезенная с Афона древнейшая икона. Названная так за скорую помощь при мольбах перед ней! Может кому-то и пригодится!! Не отчаивайтесь и не плачьте!!!

Лиса: DMS Мариш , спасибо большое! Очень интересный рассказ и прекрасные фото У тебя такое умиротворенное лицо и светлый взгляд

DMS: Лиса Мариша, я в таком восторге от увиденного !! Я и понятия не имела чего коснуться придется!!! От этого и восторг и умиление и даже слезы!!! А Дивеево- это вообще не поддается описанию!! Просто благодатное место!!! Может в этой теме показать?

Лиса: DMS пишет: Может в этой теме показать? Конечно

Свет: DMS Путешественница ты наша, такие фото светлые и сама вся светишься! Очень рада за тебя, что ты смогла в таком чудесном месте побывать и все своими глазами увидеть! Пыс.пыс. Гони еще фоток!!!!!!!!

DMS: Для тех, кто соберется самостоятельно пригодится эта ссылка: http://www.divsloboda.ru/diveevo/ Даже и не знаю с чего начать -то!! я столько раз собиралась в Дивеево, и каждый раз что-то мешало! Да и вот случай с Аськой кстати!!! У меня тур был куплен - пришлось отдать его племяннице!! Наверное я не была готова просто! Вот и все объяснение!! Прежде чем приехать туда узнайте о Дивеево побольше!! Вы совершенно по- иному будете чувствовать место это!!! Попробую вам помочь в этом! Те , кто приезжают с экскурсией рискуют узнать о монастыре, но не попасть на поклон к батюшке Серафиму Саровскому. Так же как и к нетленным мощам жен дивеевских! В выходные дни там очень много народа! Я стояла в очереди 4 часа!! Но я знала зачем приехала!! Я ушла от экскурсовода сразу и пошла в очередь! Мне посчастливилось и к батюшке Серафиму попасть и по канавке пройти, и святым мощам жен Дивеевских поклониться! Кто не знает , канавка - это:Богородичная Канавка. Это ярчайшая Дивеевская святыня, которая представляет собой молитвенное, духовное сосредоточение Четвертого удела Пресвятой Богородицы, его сердце. Канавка вырыта по той тропе, по которой, как сказал преподобный Серафим, прошли стопочки Пресвятой Богородицы: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канака до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня… и Афон, и Киев, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, и Канавки этой не перескочит!» Канавку начали копать в 1829 году. Поистине произошло чудо: первый аршин прокопал сам отец Серафим, незримо явившись ночью в Дивееве! Далее работы не прекращались ни летом, ни зимой. Завершились они в 1833 году, в дни кончины преподобного. А в дни его прославления в 1903 году на Канавке произошло много чудес и исцелений. Примерно к этому времени она с двух сторон была обсажена деревьями, некоторые из них сохранились до сих пор; в частности, лиственница, посаженная в день получения известия о рождении наследника престола Российского Алексея, растет и по сей день. После закрытия монастыря Канавку во многих местах засыпали, перерезали различными коммуникациями, а в южной части заложили канализационные трубы. Но Святая Канавка выжила. С возрождением монастыря возродилась и на ней молитвенная жизнь. Тысячи паломников проходят по ней, взывая к Богородице. Ибо, как говорил батюшка Серафим, кто пройдет по Канавке, 150 раз прочитав «Богородице, Дево, радуйся…», того Бог услышит и Царица Небесная возьмет под свое покровительство. Троицкий собор. Одна из главных святынь Дивеевского монастыря, усыпальница мощей преподобного Серафима Саровского. Архитектором собора называют К.А.Тона, автора проекта Храма Христа Спасителя в Москве. Троицкий собор может вместить до 5 тысяч человек. День освящения храма пришелся на день празднования иконы Божией Матери «Умиление». Главный придел был освящен в 1875 году во имя Пресвятой Троицы. После освящения собор стали украшать живописью собственной монастырской работы. Когда в 1927 году монастырь закрыли, собор для церковных богослужений не использовался и пришел в запустение. В нем хранили зерно, а потом там был склад стройматериалов. Верующим храм был возвращен в 1989 году. В марте 1990 года он был вновь освящен архиепископом Нижегородским и Арзамасским Николаем. С открытием в 1991 году Серафимо-Дивеевского монастыря Троицкий собор становится его главным храмом. Сюда были переданы вещи преподобного Серафима, которые долгое время хранила у себя схимонахиня Маргарита. А в июле 1991 года здесь были торжественно установлены мощи подвижника и молитвенника земли Русской. Преподобный Отче Серафиме, моли Бога о нас... В другом храме на территории монастыря покоятся мощи Преподобных Жен Дивеевских Александры,Марфы ,Елены и трех блаженных Пелагеи, Паши Саровской и Марии Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова) (память 26 июня) Преподобная мать наша Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) происходила из Рязани, из древнего дворянского рода. Она рано овдовела и осталась с малолетней дочерью на руках. Приняв монашество в Киево-Флоровском монастыре с именем Александра, она решила посвятить свою жизнь Богу. В Киеве Царица Небесная возвестила матери Александре, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители. На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Владычица Пресвятая Владычица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка. После смерти единственной дочери и распродажи своих имений она окончательно переселилась в Дивеево около 1765 г. Средства от продажи имений преп. Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преп. Серафим говорил, что саровский Успенский собор достроен на средства матушки Александры. Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника о. Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни. Батюшка Серафим так умиленно говорил о ней: «Ведь она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная! Одежду носила самую простую, и то многошвейную, и опоясывалась кушачком с узелком… Из глаз ее текли не слезы, а источники слез, точно она сама соделывалась благодатным источником этих слез!» Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитанна, лучше всех в округе знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных. Время строительства каменной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (1773-1780 гг.) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось. В 1788 г. матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу. Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 г., через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более 60-ти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви. Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!» Преподобная Марфа Дивеевская (Милюкова) (память 3 сентября) Преподобная Марфа. В миру - Мария Семеновна Милюкова, в 13 лет в первый раз пришла к батюшке Серафиму со старшей сестрой, и он благословил ей остаться жить в Казанской общине. В обители прожила всего 6 лет. Ангелоподобное дитя Божие, она с ранних лет по суровости подвигов, послушанию, чистоте и целомудрию превосходила взрослых сестер. Преп. Марфа была почти молчальница и непрестанно молилась. Ее послушание батюшке Серафиму было удивительно. Однажды сестра спросила матушку Марфу об одном саровском монахе. Она и говорит: «А какие они? На Батюшку, что ли, похожи?» Сестра удивилась: «Ты бываешь часто в Сарове и не знаешь, как выглядят монахи?» - «Нет, батюшка Серафим приказал никогда по сторонам не глядеть, и я так платок повязываю, чтобы только видеть у себя под ногами дорогу». Батюшка Серафим исключительно любил ее, посвящая во все духовные тайны и откровения Царицы Небесной о будущей славе обители. Она удостоилась присутствовать при молении Старца о создании по повелению Божией Матери новой Мельничной обители. Скончалась преп. Марфа 19-ти лет, и о ее кончине Батюшка говорил: «Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камешков-то и с молитвой на устах, молча возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!» Она была тайно пострижена Батюшкой в схиму - высшую степень монашества. Схим. Марфа была похоронена в гробу, собственноручно выдолбленном Преподобным, в одежде, которую он ей дал. Во время отпевания ее сестра Прасковья Семеновна, впоследствии старица святой жизни, видела в Царских вратах Царицу Небесную и схимонахиню Марфу, стоящих на воздухе в сиянии и славе. 19-летняя подвижница схим. Марфа, по словам преп. Серафима, сподобилась особой милости от Господа и «в Царствии Небесном у Престола Божия, близ Царицы Небесной со святыми девами предстоит», как начальница над Дивеевскими сиротами в Царствии Небесном. «Бывая в Дивееве,- говорил батюшка Серафим,- никогда не проходи мимо, а припади к могилке, говоря: «Госпоже и мати наша Марфо! Помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном!» Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова) (память 10 июня) Батюшка Серафим приказал сестрам Мельничной обители благословляться и относиться, как к начальнице, к Елене Васильевне Мантуровой. В 17 лет дворянка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни через видение страшного змия, собиравшегося поглотить ее. Она закричала: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву - никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змий тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала скорее уйти в монастырь, страшась гнева Царицы Небесной за неисполнение данного ею обета. Но только через три года преп. Серафим благословил Елену Васильевну поступить в Дивеевскую Казанскую общинку, все это время испытывая ее. «Не монастырь путь твой, - говорил Батюшка, - ты замуж выйдешь, и жених у тебя будет преблагочестивейший...» Только потом Елена Васильевна поняла, о каком женихе говорил батюшка Серафим: он имел в виду Небесного Жениха - Самого Господа Иисуса Христа. Хотя Елена Васильевна до конца своих дней жила в Казанской общине, мельничным сестрам Батюшка говорил о ней: «Госпожа ваша! Начальница!» Но это так смущало юную подвижницу, что она повторяла: «Всегда и во всем слушалась я вас, но в этом не могу! Лучше прикажите мне умереть у ног ваших…» Елена Васильевна наравне с другими сестрами трудилась на послушаниях и, кроме того, как «словесная», по выражению Батюшки, исполняла многие трудные поручения. Необыкновенно добрая от природы, она много помогала сестрам втайне. По заповеди, данной ей Батюшкой, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освящения храмов, пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор. Однажды ее брат Михаил, также верный ученик Преподобного, тяжело заболел, и Старец сказал монахине Елене: «Умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!» - «Благословите, Батюшка», - смиренно ответила она. После этого батюшка Серафим долго беседовал с ней. «Батюшка, я боюсь смерти», - призналась Елена Васильевна. «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобой будет лишь вечная радость». Как только она шагнула за порог батюшкиной кельи, тут же и упала... Батюшка привел ее в чувство, но, вернувшись домой, она слегла в постель со словами: «Теперь я уже более не встану!» Перед кончиной Елена Васильевна сподобилась многих чудесных видений. Царица Небесная показала ей обители Небесного Дивеева. Через несколько дней болезни она мирно скончалась накануне дня Святой Троицы. Елена Васильевна была похоронена рядом с первоначальницей матушкой Александрой. Не раз на этом месте хотели хоронить мирских людей, но могила всегда заливалась водой. Когда же хоронили монахиню Елену, это место оставалось сухим. Святая блаженная Пелагия Ивановна Серебренникова (память 12 февраля) Родилась Пелагия Ивановна в 1809 г. в Арзамасе, росла в доме сурового отчима. По рассказам матери, она с детства отличалась странностями, и мать поскорее постаралась выдать замуж «дурочку». Два сына и дочь Пелагии Ивановны умерли в младенчестве. Когда молодые супруги побывали у преп. Серафима в Сарове, он долго беседовал с Пелагией, дал ей четки и сказал: «Иди, матушка, немедля в мою обитель, побереги моих сирот-то, и будешь ты свет миру». После этого она с каждым днем как будто все более стала терять рассудок: стала бегать по улицам Арзамаса, безобразно крича, а ночью молилась на паперти церкви. Муж не понимал ее подвига, бил ее и издевался, приковывал на цепь. Однажды по его просьбе городничий жестоко наказал Пелагию Ивановну, мать рассказывала: «Клочьями висело ее тело, кровь залила всю комнату, а она хотя бы охнула». После этого городничий увидел во сне котел со страшным огнем, уготованный для него за истязание избранной рабы Христовой. После многих лет ее страданий родственники наконец отпустили блаженную в Дивеево. Здесь она в первое время продолжала безумствовать: бегала по монастырю, бросала камни, била окна в кельях, вызывала всех на оскорбления себя и побои. Становилась ногами на гвозди, прокалывая их насквозь, и всячески истязала свое тело. Питалась только хлебом и водой. Много лет, до старости, ходила она «на свою работу» - кидала кирпичи в яму с грязной водой. Все перекидает, потом лезет вытаскивать и снова кидает. Во время смуты в обители блаженная по-своему воевала за правду - что ни попадалось под руку, все била да колотила, и даже, обличив архиерея, ударила его по щеке. После окончания смуты блаженная переменилась, полюбила цветы и стала заниматься ими. Игумения Мария ничего не предпринимала без ее совета. Всех в обители Пелагия Ивановна называла своими дочками и всем была истинной духовной матерью. Сохранилось много рассказов о случаях ее прозорливости. Прожив 45 лет в обители, блаженная скончалась 30 января/11 февраля 1884 года. Девять дней ее тело стояло в душном храме без малейшего изменения при большом стечении народа. Хотя была зима, она с головы до ног была осыпана живыми цветами, которые непрестанно разбирались и заменялись новыми. 31 июля 2004 года блаженная старица Пелагия Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. В октябре 2004 Архиерейским Собором было принято решение о ее общецерковном почитании. Святые мощи блаженной Пелагии, обретенные в сентябре 2004 года, положены для поклонения в Казанскую церковь Серафимо-Дивеевского монастыря. Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская) (память 5 октября) За год до кончины Пелагии Ивановны в обители поселилась блаженная Паша Саровская. В миру она носила имя Ирина Ивановна. Родилась в начале XIX века в с. Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. После смерти мужа Ирину взяли в помещичий дом кухаркой, потом экономкой. Вскоре прислуга оклеветала ее перед господами в краже, и они отдали ее на истязание солдатам. Не выдержав несправедливости, Ирина ушла в Киев, где прозорливые старцы благословили ее на путь юродства и тайно постригли в схиму с именем Параскевы, после чего она стала называть себя Пашей. Через полтора года по заявлению помещика полиция разыскала ее и отправила по этапу к господам. Через год она снова бежала, и снова по розыску ее возвратили обратно. Однако помещики ее уже не приняли, и с гневом выгнали на улицу. 30 лет блаженная прожила в Саровском лесу в пещерах. Рассказывали, что вид ее в те годы был как у Марии Египетской: худая, высокая, почерневшая от солнца, она наводила страх на всех не знавших ее. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советами и молитвой, и замечали, что она не лишена дара прозорливости. Поселилась Прасковья Ивановна в Дивееве в 1884 году сначала у клиросных, потом в домике у монастырских ворот. Она стала очень чистоплотной и полюбила порядок. Одевалась, как дитя, в яркие сарафаны. Своеобразно у нее проявлялась любовь к Царице Небесной и святым: то начинала угощать иконы, то украшала их цветами, ласково разговаривая с ними. Если упрекала людей за проступки, говорила: «Зачем обижаешь Маменьку!», то есть Царицу Небесную. Всю ночь до утра она молилась. После обедни работала: вязала чулки или жала серпом траву, - под видом этих занятий творила непрестанно Иисусову молитву и клала поклоны Христу и Богородице. С утра до вечера блаженная принимала приходивших к ней людей, кого-то обличая в тайных грехах, кому-то в точности предсказывая будущее. Когда Леонид Михайлович Чичагов, еще будучи блестящим полковником, впервые приехал в Дивеево, блаженная Паша предсказала ему, что он скоро станет священником, заметив: «Рукава-то поповские». После рукоположения он стал часто бывать в Дивееве и всегда заходил к блаженной. Прасковья Ивановна настойчиво говорила ему: «Подавай прошение Государю, чтоб нам мощи открывали». Чичагов отвечал, что он не может быть принят Государем по такому вопросу - его сочтут сумасшедшим. Но потом решил собрать материал о святой жизни старца Серафима, о сложном пути становления Серафимо-Дивеевского монастыря. Так возникла книга «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Л. М. Чичагов преподнес ее Государю Николаю II. Впоследствии архимандрит Серафим (Чичагов), в будущем митрополит, ныне прославленный как священномученик, был главным организатором торжеств прославления преп. Серафима. В 1903 году, после торжеств прославления преп. Серафима, Государь Николай II посетил Дивеево и был с Государыней в келье у Паши Саровской. Перед приходом гостей она велела вынести все стулья и усадила Царскую Чету на ковер. Прасковья Ивановна предсказала надвигавшуюся на Россию катастрофу: гибель династии, разгон Церкви и море крови. Предсказала и рождение Наследника, и после его рождения ее словам пришлось поверить. После этого Государь не раз отправлял в Дивеево гонцов к Паше по важным вопросам. Перед концом жизни она молилась на портрет Царя, приговаривая: «Не знай, преподобный, не знай, мученик...» Скончалась блаженная Прасковья Ивановна 24 сентября/5 октября 1915 года в возрасте около 120 лет. 31 июля 2004 года блаженная старица была причислена к лику местночтимых святых, а в октябре 2004 года было благословлено ее общецерковное почитание. Домик-келья, где она жила, в 2004 году передан монастырю, ныне в нем находится музей блаженной Паши и истории Дивеевской обители. Святые мощи блаженной почивают в Казанской церкви. Святая блаженная Мария Ивановна (Федина) (память 8 сентября). Мария Захаровна Федина была родом из Тамбовской губернии. Родилась она около 1870 года. Впоследствии она называла себя Ивановной, и когда ее спрашивали почему, то отвечала: «Мы все, блаженные, Ивановны по Иоанну Предтече». Тринадцати лет она осиротела. Однажды с попутчицами Мария пошла в Саров, да так и осталась странствовать между Саровом, Дивеевым и Ардатовом. В любую погоду она ходила босиком, во всем рваном и грязном, искусанная собаками. За то, что она, как бы ругаясь, обличала людей в тайных грехах, многие ее не любили и не раз избивали. При этом никто никогда не слышал от нее жалоб на свою жизнь и на людскую несправедливость, и уже в молодости стали замечать в ней дар прозорливости. Мария Ивановна приходила советоваться к дивеевской блаженной Прасковье Ивановне, которая перед своей кончиной говорила: «Я еще сижу за станом, а другая уже снует, она еще ходит, а потом сядет». А Марии Ивановне, благословив ее остаться в монастыре, сказала: «Только в мое кресло не садись». В день смерти Прасковьи Ивановны, 22 сентября/5 октября 1915 года, монахини прогнали Марию Ивановну из обители за ее странности. Она молча ушла, а вскоре приехал один крестьянин и говорит: «Какую рабу Божию прогнали вы из монастыря! Она мне сейчас всю мою жизнь сказала и все мои грехи. Верните ее в монастырь, иначе потеряете навсегда». Тотчас за Марией Ивановной послали, и с тех пор она окончательно поселилась в Дивееве. Блаженная с удивительным терпением переносила многие тяжкие болезни. Из-за сильнейшего ревматизма она вскоре перестала ходить. После 1917 года блаженная часто ругалась, и притом очень грубо. Сестры не выдерживали и спрашивали: «Мария Ивановна, что ты так ругаешься? Мамашенька (Прасковья Ивановна) так не ругалась». Она отвечала: «Хорошо было ей блажить при Николае. А ты поблажи-ка при советской власти!» Свой духовный подвиг блаженная Мария Ивановна несла в страшные годы революционных переворотов, войны, голода и коллективизации. В 1920-е годы со всех концов России люди тянулись к ней за советом и духовной поддержкой. Представители советской власти увидели опасность «пропаганды» и пригрозили игумении арестом их обеих, если хоть один человек появится у блаженной. Марию Ивановну перевели в богадельню рядом со святой Канавкой, где она под замком жила до закрытия монастыря, обращаться к ней можно было только тайно через записки. Известно множество случаев исцелений по молитвам блаженной, а прозорливость ее простиралась до наших дней. Многим дивеевским сестрам она предсказала и лагеря, и ссылки, а когда одна из сестер как-то сказала: «Не будет монастыря!» - «Будет! Будет! Будет!» - и блаженная застучала изо всех сил по столу. После закрытия монастыря Марию Ивановну перевозили из одного села в другое. В 1931 году ее подвергли аресту, но вскоре отпустили. Умерла она во время страшной грозы 26 августа/8 сентября 1931 года и была похоронена на кладбище села Большое Череватово. В дни ее памяти духовенство и сестры Серафимо-Дивеевского монастыря служили панихиды на ее могиле и неизменно получали духовное утешение и благодатную помощь. 31 июля 2004 года блаженная старица Мария Дивеевская была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а с октября 2004 года началось ее общецерковное почитание. Ее святые мощи были обретены 14 сентября 2004 года и ныне почивают в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Я ношу вынесу любую, ты только Бог благослови! Везде я храм Тебе устрою, где только место есть любви. Я сил в дорогу испрошу и положу свой крест на плечи! За мной идущим будет легче: я тяготы их понесу... Идти придется против ветра и пробиваться в темноте, И через слезы видеть небо, стремясь к небесной вышине! Я ношу вынесу любую, Ты только Бог благослови, Везде я храм Тебе устрою, где только место есть любви... Что увезти на память? Как благословение преп. Серафима и препп. Александры, Марфы и Елены можно взять масло из лампад от их святых мощей и сухарики из чугунка батюшки Серафима в притворе Преображенского собора с 8-00 до 16-00 ежедневно. Если есть возможность, купите книгу «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» (составил ныне прославленный сщмч. Серафим (Чичагов)). В «Летописи» содержатся жития преп. Серафима, преподобных жен Дивеевских и вся история Дивеевской обители, а также пророчества святого Старца о будущих временах и его поучения. В киосках есть отдельно изданные жития преп. Серафима, преподобных матушек, открытки, буклеты, календари. Покупая книги, иконы и церковную утварь , вы вносите вклад в восстановление Дивеевской обители. После посещения монастыря мы поехали на источник Серафима Саровского. Источник Батюшки Серафима История существующего источника батюшки Серафима такова. Солдату, несшему службу на границе охраняемой зоны в лесу, вблизи Сарова, явился старичок в белом балахончике. На вопрос: "Старичок, что ты здесь делаешь?" - тот ударил в землю жезлом, и забил источник. Произошло это в 60-е гг. XX в. на берегу реки Сатис. Так батюшка Серафим перенес свой источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка. Позже было принято решение засыпать этот источник. Подогнали трактор, но мотор заглох. Пока ездили за сломавшейся деталью, трактористу явился старичок и сказал: "Василий, не засыпай мой источник". И как ни ругались, как ни уговаривали Василия, он наотрез отказался это сделать. Начальника, который приказал засыпать источник, вскоре перевели на другую работу. В 1995 г. русло реки Сатис изменили, и источник образовал целое озеро. На нем построили часовню, устроили колодец, заасфальтировали подъездную дорогу. За целебной водой сюда приезжает множество людей, ищущих помощи у батюшки Серафима. О святости источника свидетельствует множество случаев чудесных исцелений. -Скажи мне, что такое СВЯТОСТЬ? -Вопрос ты сложный задаешь... Ответа сразу - не найдешь! -И все же, что такое- СВЯТОСТЬ? -Она тиха, она скромна, Она не каждому видна. Порой проходят времена, Пока откроется она!! Нелегкий надо путь пройти И верность слову пронести. По высшей воле жизнь пройти И верность слову пронести! Но повторю я вновь и вновь: Где СВЯТОСТЬ - там сама ЛЮБОВЬ... Для справки: не во всех турах Дивеево есть посещение источника именно Батюшки Cерафима, он находится именно в Цыгановке. Уточняйте прежде чем покупать тур. Название этого тура : ЧЕТВЕРТЫЙ УДЕЛ БОГОРОДИЦЫ. Покров, Муром, Дивеево,Боголюбово,Владимир. С пятницы по воскресенье. Вот наверное кратко об удивительном месте - Дивеево!! А за моей спиной город Владимир, но это уже совсем другая история...

леля: DMS Здорово ты рассказываешь! Читать одно удовольствия! фото очень красивое! Будет время еще раз все перечитаю. Очень интересно ты умеешь рассказывать.У тебя дар.Книги тебе Маришка писать надо.

DMS: леляЯ просто очень люблю историю земли Русской! И очень хочется , чтоб те, кто не очень знают историю - узнали и по- иному взглянули на эти места!! Спасибо, что нашла время !

леля: DMS пишет: И очень хочется , чтоб те, кто не очень знают историю - узнали и по- иному взглянули на эти места!! Я плохо знаю историю! Спасибо тебе за рассказ и фото! DMS пишет: Спасибо, что нашла время ! Для красивых рассказов всегда время найду почитать!

Лиса: DMS Мариша , как хорошо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Прикоснулась вместе с тобой к вечности и Любви. Храни тебя Господь . Как много людей приезжает , как людям нужна духовная жизнь , это окрыляет !

DMS: леля Лиса Спасибо вам девочки!! Очень надеюсь, что прочитанное здесь, кому-то просто даст информацию, кому-то поможет найти дорогу к утешению и избавиться от уныния!! Иногда жизненные обстоятельства загоняют людей в тупик из которого , кажется нет выхода!! Я просто показала некоторые места, где отчаяние разбивается и исчезает безследно!

вера: DMS Ну ты меня вдохновила, так вдохновила... Всё, теперь точно поеду следующим летом на чудо своими глазами посмотреть...

DMS: вера Вот молодец !!! Ты это чудо не только увидишь!! Ты сможешь его коснуться и ощутить!

Levi: DMS Мариш,ты просто молодец!Такие "репортажи"от души-просто бесценны....Очень жаль,что они только на нашем форуме...А для меня они просто дар.Мне ведь куда-нибудь съездить -огромная проблема.Кто будет смотреть за моим" китайским стадиком" в мое отсутствие?они ж к вольерам не приучены...А так,благодаря тебе я вроде,как сама там побывала.Спасибо тебе огромное!!!!! Ощущение-как крылья за спиной! И огромная гордость за Землю родную...

DMS: Ну вот , пока на работу не вышла еще покажу немного: Свято-Боголюбский женский монастырь - один из древнейших православных монастырей. Расположен в селе Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Монастырь основан в 1155 году святым князем Андреем Боголюбским на месте явления Богоматери. По преданию 18 июня 1155 года святой князь Андрей проезжал здесь, двигаясь из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать монастырь в честь Своего Рождества, а чудотворную икону поставить во Владимире. Недалеко оттуда есть станция Боголюбская . Пройдя от нее по полю полтора км (По заасфальтированной дорожке), открывается церковь Покрова на Нерли. Церковь Покрова на Нерли - Россия Дата создания: 1165 г. Материал, техника: белый камень Построена из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским "за одно лето" в 1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами. Относится к типу четырехстолпного одноглавого придворно-княжеского храма. Первоначально была обнесена галереей на аркадах, с которой был вход (через дверь в южной стене) на хоры. Древняя глава имела полусферическую форму (луковичная глава устроена в XVII в.). По стройности пропорций, изяществу силуэта, поэтичности архитектурного образа, оригинальности скульптуры представляет один из шедевров мирового зодчества. По реконструкции Н. Н. Воронина, вход на галерею был внутри башни у юго-западного угла (галерея и башня разобраны в XVIII в.). Реконструкции других авторов менее убедительны. Лопатки с полуколонками делят каждый фасад на три части и переходят в закомары. Многоступенчатая профилировка лопаток, перспективных порталов и оконных проемов создает впечатление пластичности здания. Аркатурный фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские маски и зооморфные мотивы. Идейным и композиционным центром пластического убора трех (кроме восточного) фасадов является царь Давид. Он изображен молодым (но в короне!) псалмопевцем, восседающим на "троне", у основания которого расположены львы, а по сторонам птицы. На левом колене Давид держит псалтырь. Символически связывается с посвящением храма Богоматери, а также прообразует князя Андрея как мудрый правитель. Иконографически представляет соединение образа Давида-музыканта (довольно частого в средневековых миниатюрах) с образом Христа во славе. Является, скорее всего, плодом местного творчества, поскольку аналоги такому изводу неизвестны. Первыми исследователями владимиро-суздальской скульптуры принимался за изображение Христа. В боковых закомарах представлены грифоны. Они держат в когтистых лапах лань, но не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских прообразов. Символизируют горний мир, внимающий псалмопевцу Давиду. Частично могут рассматриваться и по ассоциации с великокняжеской эмблематикой. Над окнами проходит пояс из 21 женской маски. Они символизируют посвящение храма Деве Марии, но уже без трилистника в прическе, что свидетельствует о фольклоризации замысла. По сравнению с боголюбовской женской маской черты романского стиля заметно ослаблены. В консолях аркатурного фриза наряду с зооморфными мотивами выступают женские головы, что вместе, вероятно, символизирует противопоставление доброго и злого начал. Женские головы в функции консолей выполнены в более трехмерной манере, чем женские маски, и представляют почти круглую скульптуру. Четыре крестчатых в сечении столпа несут подкупольные арки и световой барабан, образуя крестовокупольную систему. Столпы увенчаны фигурными капителями в виде сдвоенных лежащих львов символ злых сил, которым нет доступа на небо (своды). Всего в интерьере храма около 20 таких капителей целая "львиная сюита". Их можно было бы рассматривать как великокняжеские эмблемы, но "эпическая" трактовка львиных голов говорит, скорее, об отражении животного эпоса, то есть о символизации злых сил (показательно, что на тех сторонах восточных столпов, которые обращены к алтарю, рельефов львов нет). Для полноты впечатления следует представить себе скульптуру, которой были украшены несохранившиеся части храма Покрова. На лестничной башне были крупные рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов (ныне внутри церкви). Круглые скульптуры лежащих львов, по-видимому, находились у входа в храм или у начала белокаменной лестницы, спускающейся к реке. Андрей Боголюбский был сыном Юрия Долгорукого. Пал жертвой заговора. Несмотря на свой преклонный возраст, князь был еще очень силен и безоружный оказал убийцам значительное сопротивление. "Горе вам нечестивые! сказал Андрей, зачем уподобились Горясеру (убийце Бориса)? какое зло я сделал вам? Если кровь мою прольете, Бог отомстит вам за мой хлеб". Наконец Андрей пал под ударами. Заговорщики думали, что князь убит, взяли тело своего сотоварища, нечаянно убитого ими в схватке, и хотели удалиться, но услышали стон князя, КОТОРЫЙ ПОДНЯЛСЯ НА НОГИ И ПОШЕЛ ПОД СЕНИ Они воротились и добили князя, ПРИСЛОНИВШЕГОСЯ К ЛЕСТВИЧНОМУ СТОЛПУ Утром заговорщики убили княжеского любимца Прокопия и пограбили казну. Они опасались было мщения со стороны владимирцев. Но владимирцы встретили равнодушно совершившийся факт. За убийством князя и грабежом его дворца последовали убийства княжеских посадников и тиунов и грабеж домов их; пограбили также и иностранных мастеров храма. В первый день после убийства Андрея киевлянин Кузьма, преданный слуга покойного, взял обнаженное тело своего господина, лежавшее в огороде, завернул в корзно (плащ) и ковер и хотел внести в церковь. Но пьяные слуги не хотели отпереть церкви, и пришлось положить тело на паперти. Тогда Кузьма стал причитать над телом князя: "Уже тебя, господин, и холопи твои знать не хотят... а эти не пускают тебя и в церковь положить". Два дня тело лежало на паперти, пока не пришел козьмодемьянский игумен Арсений, внес тело в церковь и отслужил панихиду. На 6-й день, когда волнение улеглось, владимирцы послали за телом князя в Боголюбов. Увидав княжеский стяг, который несли перед гробом, народ заплакал, припомнив, что за убитым князем было много добрых дел. ЦЕРКОВЬ ПРИЧЛА КНЯЗЯ АНДРЕЯ К ЛИКУ СВЯТЫХ. "Андрей был первый ВЕЛИКОРУССКИЙ князь" Русские летописи характеризуют Андрея Боголюбского, то есть, как мы теперь понимаем, Иисуса Христа, весьма положительно. "Андрей же, некогда вообще любимый, по сказанию Летописцев, был не только набожен, но и благотворителен, щедр не только для Духовных, но и для бедных, вдов и сирот: слуги его обыкновенно развозили по улицам и темницам мед и брашна стола Княжеского... Боголюбский, мужественный, трезвый и прозванный за его ум вторым Соломоном, был конечно одним из мудрейших Князей Российских... Он явно стремился к спасительному Единовластию Покоится Св. Андрей Боголюбский во Владимире вот в этом Успенском соборе Вот за этими вратами находится серебряная рака , в которой покоится св. Андрей Во время монголо- татарского нашествия Владимирцы спрятались в этом соборе , он был подожжен и люди погибли ,задохнувшись в дыму! Это место , где они нашли упокоение В этом соборе покоятся также св. князь Глеб и Св. князь Георгий Владимирский . Святой благоверный князь Георгий Владимирский, основатель Нижнего Новгорода (память 17 февраля). Святой благоверный князь Георгий (1189—1238) был вторым сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1212 году, после смерти отца и старшого брата Константина, он унаследовал Владимирский великокняжеский престол. Благоверный князь Георгий отличался благочестием и воинской доблестью. Им был основан Нижний Новгород. В 1237 году на Русскую землю двинулись монголо-татарские орды Батыя. Они разорили Рязань и сожгли Москву. Святой Георгий оставил стольный град на попечение своих сыновей Мстислава и Всеволода (третий сын — Владимир — был в то время в плену у татар) и опытных воевод, а сам двинулся с войском и племянниками — сыновьями Константина — на север, чтобы соединиться с другими князьями. В начале марта он вышел на берега реки Сити. Там 4 марта 1238 года произошла кровавая битва с татарами. Еще перед битвой благоверный князь Георгий получил известие о том, что стольный град Русской земли — Владимир — пал и все его сыновья убиты. Выслушав печальную весть, великий князь обратился с молитвой к Богу, в которой просил Всевышнего сподобить его мученической смерти за веру христианскую и народ православный. И молитва его была услышана: в битве на реке Сити великий князь погиб мученической смертью — ему была отсечена голова. Через некоторое время после битвы возвращался с Белоозера к своей пастве Ростовский епископ Кирилл II. Его путь лежал через поле брани. Среди павших воинов он по одеждам узнал обезглавленное тело великого князя. С благоговением он взял его и перенес в Ростов. Там, при великом плаче всего народа, похоронил его в соборном, храме. Через некоторое время была найдена и честная глава великого князя, которая была приложена к телу. Через два года гроб с телом благоверного князя Георгия с большой торжественностью был перенесен во Владимирский Успенский собор. В 1645 году тело святого князя было обретено нетленным, и состоялось церковное прославление святого. Мощи князя Георгия были переложены в серебряную раку, устроенную Святейшим Патриархом Иосифом. Когда попадаешь в такие места - история вдруг начинает обретать сущность! И ты чувствуешь себя продолжением этой истории! Окрестности Владимира

вера: Маришка, я опять здесь.... Фотки в тумане,откуда снимались? Такой вид заворажевающий!!!!

DMS: вера Из гостиницы с 10 этаха!! Боялась как бы не вылететь из окна!! Это на рассвете!

вера: DMS пишет: Из гостиницы с 10 этаха!! Не верю!!!

DMS: вера Не веришь , что я согласилась жить на 10-м? И правильно!!! Вся истряслась!! Зато и проснулась до восхода солнца!! И фотать стала!!

Галя: DMS Маришка!!!! Безумно интересно!!!!!!! Обалденно красивые фотки!!!!!! В тумане просто супер!!!!!! Я в восторге!!!!!! Какая же ты молодец, что нас просвещаешь!!!!!!!

DMS: Галя Галка, очень приятно, что мне удалось показать не только исторические места , но предложить на них взглянуть по- иному!

DMS: Рядом с городом Люберцы есть Николо -Угрешский монастырь !! Это совсем недалеко от меня! А вот побывать там все не досуг было !!! Какая же там благодать ! Нет толчеи !! Можно погулять по территории. Зайти в трапезную. Очень уютную . А самое главное - это большое количество святынь, хранимых в монастырских стенах. От станции Люберцы идет маршрутка до монастыря. И от метро Кузминки . Кому интересно вот ссылка, прочтите это : http://www.ugresh.ru/vera/istoria.htm



полная версия страницы